Символика изразцов Владимиро-Суздальского княжества

Истоки изразцового искусства во Владимире и Суздале следует искать в глубокой древности, примерно в 11-12 веке. Мощь этих городов, в том числе творческая, еще не была на тот момент расшатана монголами. Именно там были найдены первые ценинные изразцы, хотя большую распространенность получили и муравленые. Второе дыхание многоцветной поливной керамике придала уже эпоха освобожденной Руси, начиная с конца 15-ого века. А реформы Никона и строительство Валдайского Иверского монастыря закрепили это развитие.

Как самобытное, существовавшее в «домонгольские» времена, Владимирско-Суздальское изразцовое искусство заслуживает особого внимания, ведь зодчие Москвы после возрождения Руси изначально опирались именно на его стандарты. Лишь позднее, чувствуется влияние иностранных ремесленников, приехавших по просьбе Никона для украшения церковных зданий многоцветной майоликой.

Прежде всего, стоит затронуть сюжетные линии, символизм, который мы находим во во многих Владимиро-Суздальских изразцовых композициях. В отличие от тех же ярославских изразцов, где превальирует характерная цветочно-розеточная тематика, здесь большой упор делается на наличие химерных птиц и животных. Всё это, безусловно, является отчасти языческим наследием, в основании которого лежат различные древние мифы, поэтому немудрено, что после татаро-монгольского ига такие сюжеты стали встречаться реже, либо им уделялось второстепенное значение.

Тем не менее, часть символов перекочевало во Владимир и Суздаль, на их белокаменные стены, из фольклора Византии и Персии, в чем мы далее и убедимся.


Символизм владимирско-суздальских изразцов


Птицы на изразцах

Первую группу символов можно условно обозначить как «Птицы» (сюда же, «птицы с человеческими лицами). Такой тип изображений отображает победоносное движение души, но в тоже время некоторую мятежность, желание увидеть будущее. Нижеперечисленный список не является исчерпывающим и приведен для расшифровки самых популярных символов.

  • Алконост — райская птица с женским лицом и руками, очень похожая на птицу Сирин, о которой будет сказано далее. Один из лубочных листов древней Руси гласит: «Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит.» Корнями идея существования этой птицы восходит к греческим сказаниям о девушке Алкионе. Боги, согласно мифологии, превратили её в зимородка, несущего яйца в море. По-гречески, эта птица, собственно, и звучит как «алкион». Как сказано в мифах, морская поверхность делается спокойной на шесть дней до появления птенцов этого химерного существа. В русской мифологии история трансформировалась в рассказ о деве Алкионе, узнавшей о гибели мужа в море и бросившейся от горя в пучину вслед за возлюбленным.
  • Гамаюн — полуптица-полудевушка из персидской мифологии, предвестник счастливых событий жизни человека.
  • Сирин— птица-дева, завлекающая путников своим пением. Считается, что идея заимствована из греческой мифологии, где сирены действовали подобным образом. Однако, в славянские сюжеты не рисуют их в негативном свете. Напротив, это вестники будущего, посланники свыше.
  • Сокол— в мифах разных народов символизирует собой солнца и света, превосходства, свободы и защиты. У славян — молодецкую силу и мужество. Неслучайно в русских сказках красивый юноша-царевич превращается в сокола и наоборот.
  • Соловей— символ радостной и трепетной любви, реже — любовная печаль. 


Мифы и звери

Вторая группа изображений этих русских изразцов это звери, полуживотные-полуптицы и полуживотные-полулюди.

Берегиня — по сути это русалка из эпоса древней Руси. Можно подумать, что сия милая особа кого-то оберегает, но нет — название сего существа происходит от слова «берег», вблизи которого коварная нечисть заманивает людей к себе бездну, сидя по пояс в воде. Аналогом Берегини является Водяной (изображается как мужчина с бородой и рыбьим хвостом). В греческой мифологии злобный сын Посейдона творит подобные безобразия.

Грифон — большая звероптица с орлиным клювом и телом льва. В греческой мифологии стережет золото Зевса. Очень часто грифон ассоциировался у иностранцев с могуществом таинственной Тартарией.

Единорог — на Руси своим появлением единороги обязаны византийской культуре, однако, изначально их родиной является Индия. Символ целомудренности и духовных поисков человека.

Китоврас — руссифицированная версия кентавра, пришедшего из греческой мифологии. Обитатель гор и лесных чащ, получеловек-полуконь. Между тем, мифы о китоврасах переплетаются даже с Талмудом (в противостоянии с царем Соломоном русичи заменили Асмодея этим полуконем).

изразец со львом

Лев — с одной стороны это языческий оберег от зла, используемый в таком качестве у ворот или по бокам трона, с другой стороны — это околохристианский символ льва из колена Иудина, Спасителя Христа, обозначающий Его силу и могущество.

Полкан — полупес-получеловек (т. н. «песиглавец»). Символизировал в христианской Руси, как несложно догадаться, языческое, нечистое. В Библии неоднократно слово «пёс» предстает в негативном образе (разговор Иисуса с язычницей, притчи Христа), отсюда и существующий до сих пор запрет на посещение храма с собакой.

Симаргл (Семаргл) — по мнению Б.А. Рыбакова это древнерусское божество, покровитель семян и корней, он же Переплут. Однако, М. А. Васильев полагает, что бог Семаргл представлял собой птицеподобное воплощение Саэны-Симурга, пришедшее к славянам через алано-сарматское взаимодействие.


Растительные орнаменты

изразец цветок

Третья группа символов относительно нейтральна по отношению к религии. Это растения. На ней сильно останавливаться мы не будем, так как особого, потаенного смысла в этих изображениях нет. Скорее, в композициях они удачно разбавляли этот разномастный «зверинец».

Выводы: изразцовые символы Владимира и Суздаля, существовавшие на стыке эпох, действительно впитали в себя не только славянские языческие образы, но и заморские, дошедшие до нас с византийско-персидского Востока. Тем и удивительнее видеть сочетание этих изображений с той развивающейся христианской культурой в архитектуре.

Напоследок хочется обратить внимание на специально созданную для любителей данной тематики коллекцию Владимиро-Суздальских печных изразцов, заказать их можно тут. Подойдет для украшения стен, создания изразцовых печей.

Поделиться: