Ярославские изразцы

ярославские изразцы на крыше

В русской архитектуре ярославские изразцы занимают достойное место. Одна из немногих уникальных школ, которую удалось возродить сейчас, спустя 4 века после ее победного шествия.

Почему же Ярославль стал местом сосредоточения мастеров-керамистов в те времена? Являясь богатым городом, наряду со столицей, этот город успешно переманивал к себе лучших специалистов по этому ремеслу. Яркие, многоцветные изразцы стали визитной карточкой городских храмовых зданий и домов знати. Мастерам удалось выработать не только самобытную цветовую гамму, но и узнаваемый стиль.

Ярославские изразцы, как и все остальные, изготавливались из гончарной глины. Специальное крепление, румпа, помогало удерживать изразцы на печных конструкциях и фасадах зданий. Вместо привичной для тех времен муравленой керамики, большой упор был сделан на производство ценинной (то есть многоцветной) изразцовой плитки.

крыша изразцы фриз
изразцовый фриз на крыше храма

Терракотовые изразцы из красной глины пришли в Ярославль из Москвы в 16 веке, со временем обзаведясь характерной для многих изразцов рельефной поверхностью. В отличие от московской керамики, на рисунках которой можно было встретить различных диковинных зверей, тему войны и охоты, ярославская чаще содержала в себе элементы фруктов, ягод и цветов.

Муравленые ярославские изразцы это, скорее, исключение. Многие исследователи склоняются к тому, что такая керамика на стенах церкви Рождества Христова всё таки сделана на заказ в другом месте. Можно предположить, что тут поработали мастера Александровской слободы, украшавшие также монастыри Переславля-Залесского.

изразцы наличники

Строительство Никоном Нового Иерусалима привлекло иностранных специалистов, а именно, белорусских мастеров. Это и дало толчок к развитию полихромной ярославской майолики. Стали изготавливаться глухие оловянные эмали. Использовались четыре цвета: белый, синий, желтый и бирюзово-зеленый. Кроме того, прозрачная полива на красной глине также была великолепным решением.

Завладев такими технологиями, ярославские керамисты стали их активно применять. Московским ремесленникам уже было непросто конкурировать с ними. В конце 17 века многие храмы Ярославля, как строящиеся, так и уже существовавшие, с удовольствием обновили свои фасады, сменив облицовку на более яркую. Примеры можно увидеть, посетив церкви Иоанна Златоуста, Богоявления, Ильи Пророка и Федоровской Богоматери за Которослью. Особого внимания заслуживают и такие храмы: Тихвинской Богоматери, Петра и Павла на Волжском берегу, Николы Мокрого, а также колокольня Коровницкой слободы. Здесь вы найдете примеры применения изразцов на карнизах, лопатках, наличниках и фризах. Кстати, последние весьма напоминают изящные восточные ковры. По одной из версий, именно такое впечатление местные ремесленники и пытались произвести посредством такой реализации.

 

Где производилась ярославская майолика?

Согласно данным областного краеведческого музея, на территории Ярославской области насчитывалось 19 керамических заводов, причем 18 из них располагались в Коровницкой слободе. Гончары края стягивались туда для производства своих уникальных изделий и обмена опытом. Но вплоть до 19 века техническое оснащение гончарных заводов было на низком уровне. Только когда произошла смена мирового технологического уклада дошло дело и до «изразцовых мастерских».

 

Рисунки ярославских изразцов и их значение, особенности исполнения

ярославская розетка изразец

Ярославская цветочная розетка — это характерный для данной местности элемент изразцового изображения. Множество видов таких этих розеток стало, выражаясь современным языком, своей «фишкой» у местных ремесленников. Что она из себя представляет? Розетка состоит из различных полевых цветов (в одном из вариантов цветок был с шестью крупными лепестками, в другом – с двенадцатью, а четыре оставшихся исполнения имели по восемь лепестков), иногда в сочетании с неким подобием стрелок и геометрических фигур. Также мы можем обнаружить на изображении изразца отдельные ягоды или фрукты.

изразцовое панно ярославль
изразцовое панно

Изразцовыми фризами и лопатками, с изображенными на них вьющимися растениями украшены многие храмовые комплексы 17 века. Несколько рядов различных, повторяющихся элементов, напоминающих восточный орнамент и даже античную лепнину, можно встретить как обрамление дверей, арок, колонн и окон. Сложность исполнения может отличаться от двухцветных завитков до весьма нетривиальной росписи. Изразцовое цветочное панно обнаруживается на стенах и лестницах религиозных зданий и домов знати.

Что касается значения изразцовых рисунков, то тут существует следующая версия. Ярославль издревле был купеческим городом, а потому корзинки с букетами цветов и ягодами, изображенные на изразцах, означали достаток, пожелание благополучия. Семья, облагораживающая фасады своих зданий поливной керамикой, таким образом как бы подчеркивала свой статус и обеспеченность. Конкуренция с московскими купцами дополнительно подстегивала местных богачей больше использовать полихромную майолику, особенно, с обилием качественной желтой эмали, дорогой и малодоступной для населения тех времен.

Народные поверья также прочно засели на фасадных страницах зданий. Популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, в различных способах обрамления, заморские фрукты и ягоды, воплощавшие собой народные поверья. Причем, изображения мифических зверей и птиц имели следующий смысл: птица Сирин символизировала материнство, единорог — благополучие, а грифон, как ни сложно предположить, грозным своим видом защищал от врагов.

 

Где купить ярославские изразцы?

Частый вопрос о покупке ярославских изразцов возникает из-за недостатка информации о мастерских, работающих в данной сфере. Камин-Керамик, например, изготавливает изразцы как с учетом ваших пожеланий, так и можно сделать реплики тех изразцов, которые обнаруживаются на стенах древних зданий. Благодаря пониманию когда появляется цек (сетка из трещинок, часто наблюдаемая на древних печных изразцах), можно добиться эффекта старения, так что неспециалист вряд ли отличит реплику от оригинала. К тому же, если говорить об облицовке каминов и печей, такой «узор» очень даже полезен для работы печи.

Поделиться: